Горячая линия
(495) 783-92-10, 784-62-86,
784-62-83, 921-05-23 
(мн.)
ЭстонияЛатвияЛитваКалининградская область
О РЕГИОНЕ ТУРЫ ОТЕЛИ НЕДВИЖИМОСТЬ РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМ СТАТЬИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПОГОДА ВИЗЫ
На главную.
Туристическая компания ПРАВДА
(495) 783-92-10
(495) 784-62-86
(495) 784-62-83
(495) 921-05-23 (мн.)
+7 (903) 138-75-92 (моб.)
e-mail: info@balt-tourism.ru
БАЛТИЙСКИЕ НОВОСТИ
27.04.12 | С 1 апреля 2012 года Посольство Латвии в России при подаче документов на визу переходит только на электронные визовые анкеты

27.04.12 | «Латвия с высоты птичьего полёта»

08.07.10 | Эрик Стендзиниекс: «Кто сказал, что секс-туризм в Риге это зло?»

08.07.10 | В Латвии установилась аномальная жара

08.07.10 | Открыты первые в Прибалтике автоматические пункты велопроката

14.08.09 | Латвия забрала российских туристов у Литвы

11.08.09 | В ресторанах Таллина можно расплатиться в евро

11.08.09 | Вильнюс предлагает своим гостям необычные экскурсии

30.07.09 | Ночная экскурсия по городу, посвященная кризису, - новое предложение в Вильнюсе

29.07.09 | В отелях на острове Сааремаа нет свободных мест

Новый Год и Рождество

Туры в Латвию

Билеты в Латвию

Отели Латвии
Вентспилс (1)
Елгава (1)
Лиепая (2)
Рига (35)
Сигулда (1)
Юрмала (11)

Статьи
Всего-то 30 лет - а уже антиквриат.
Дворцовый переворот
История и архитектура
Кто едет в Юрмалу
Латышское народное творчество
Маленький Париж севера
Ожерелье Балтийских жемчужин
Прибалтика - край янтаря и песен
Приобретение недвижимости в Латвии

Достопримечательности
В мире современных стандартов - Юрмала
Вентспилс - город замков
Даугавпилс - город пятнадцати озер, восьми рек и ручьев
Достопримечательности Латвии
Достопримечательности Риги
Латгалия - край голубых озер
Лиепая - рай на земле
Национальная кухня Латвии
Цесис - город средневековой романтики

Полезная информация
Городской транспорт
Информационные туристские центры
Общая информация
Полезные советы
Посольства и консульства
Телефонная связь
Цены

История и архитектура

Латвия: статьи: История и архитектура

Латвия (Латвийская республика) – государство в Восточной Европе, на берегу Балтийского моря и Рижского залива. Площадь 64,5 тыс. кв. км, население 2490 тыс. человек, из них городского 71%; латыши  составляют 52%, русские 34%, белорусы 4,5%, украинцы, поляки и др. Официальный язык – латышский. Верующие – протестанты, православные, католики. Глава государства – президент. Законодательный орган – сейм. Столицей страны является город Рига. В Латвии 26 районов, 56 городов, 37 поселков городского типа. Денежная единица – лат.

Большая часть территории Латвии – моренная равнина; в центральной части страны находится Видземская возвышенность (высота до 311 м, г. Гайзинькалнс), на западе и востоке – холмистые возвышенности (соответственно Курземская и Латгальская). Климат переходный от морского к континентальному. Средние температуры января от -2°C до -7°C, июля 16°C-18°C, осадков выпадает 500-800 мм в год. Треть территории страны покрыта лесом; много озер. Главная река страны – Даугава, или Западная Двина. На реке Гауя находится одноименный национальный парк. В стране есть несколько заповедников: Грини, Морицсала, Слитере и другие.

В латышском языке три диалекта: среднелатышский (центральная часть Латвии), лежащий в основе и литовского языка; ливонский (на севере Курземе и северо-западе Видземе, где раньше жили ливы, под влиянием языка которых образовался данный диалект), и верхнелатышский (в восточной части Латвии; этот диалект, называемый на территории Латгалии латгальскими говорами или латгальским языком, испытал на себе значительное славянское влияние; на этих говорах в 1730-1865 и 1904-1959 годах издавались книги и газеты). В отличие от литовского языка в латышском языке фиксированное ударение на первом слоге, что, по мнению лингвистов, может являться следствием влияния финно-угорского субстрата. Письменность на основе латинского готического письма появилась в 16 в. Первой изданной книгой был катехизис 1585 года. Первые книги на латышском языке написаны немецкими пасторами, которые недостаточно знали язык и пользовались привычной им орфографией нижненемецкого языка; в результате эти книги плохо отражает морфологический строй и фонетическую систему латышского языка. Поэтому для того чтобы понять историю латышского языка, важно изучение диалектов и народного творчества, особенно песен. Латышский литературный язык формировался со второй половины 19 в. В основе современной латышской графики лежит латинский алфавит (антиква) с дополнительными диакритиками.

Латвия включает в себя три области: Видземе, Курземе и Латгале, которые в русской традиции именуются так, как это было в средневековой Европе, - Лифляндия (Ливония), Курляндия и Латгалия (Инфлянта).

Древнейшие памятники искусства на территории Латвии относятся к IX-сер. IV тыс. до н.э. Это были примитивные изображения животных из кости на рукоятках кинжалов. С IV-Ш тыс. до н.э. появляются глиняные изображения человеческого лица, фигурки людей и животных из дерева, кости, рога и янтаря.
Латышские земледельческие племена (латгалы, курши, селы, земгалы) заселили долины водных бассейнов восточной Прибалтики во П тыс. до н.э. На возвышенностях около рек и озер в I тыс. до н.э. строятся укрепленные поселения родовых общин – пилскалны (городище Кивуткалнс недалеко от Риги). В I тысячелетии н.э. возникают неукрепленные поселения и крепости-убежища, которые оставались нежилыми в мирное время; они окружались валами с плетнем и частоколом наверху. Судя по археологические находкам, относимым к этому времени, Прибалтика имела разнообразные контакты не только с соседями викингами, но и с отдаленными землями, о чем свидетельствуют римские, византийские, арабские монеты, украшения, привозимые с берегов Индийского океана.

В период разложения первобытнообщинных отношений (5-9 вв.) поселения приобретают рубленые оборонительные стены и застраиваются небольшими (10-20 кв.м) деревянными курными избами (городище Кентескалнс, Огре). Некоторые пилскалны преобразовывались в усадьбы-замки местной знати и также опоясывались деревяннными рублеными стенами. Островные поселения имели свои особенности. Например, деревня латгалов на озере Арайши (9-10 вв., Цесисский район) распланирована четко и рационально: около двух десятков домов (с очагом посреди дома) были в ней тесно сгруппированы рядами, их входы были обращены в сторону центра острова.

В 9-12 вв. в Латвии сложились раннефеодальные отношения. Вдоль реки Даугавы (Западной Двины) из русских княжеств распространяется православие и система княжеского правления; в западной части страны (Курземе) и в южной (Земгале) зарождаются феодальные государственные образования - первые княжества: Кокнесе, Ерсика, Талава; возникают, часто вокруг замков-усадеб, городские поселения с ремесленными посадами (Даугмале недалеко от  Риги; Тервете, Добельский район). До конца 12 в. строили обычно из дерева, с конца же 12 в. стало преобладать строительство каменных оборонительных и культовых зданий. Самые древние из них, в романском стиле, возведены из местного известняка.

Несмотря на долгий путь развития и торгово-культурные связи, Прибалтика приобрела реальные очертания для западного мира только в 13 веке, во время Северных крестовых походов, когда крестоносцы прибыли на берега Западной Двины – спустя век после принятой в 1095 году на Клермонском соборе (Южная Франция) клятвы освободить от мусульман Гроб Господень в Иерусалиме. Еще в  70-х годах 11 века Север казался Западной Европе местом, населенным чудовищными амазонками, белокурыми дикарями и людоедами, как писал о берегах Балтики известный географ Адам Бременский. Внушали страх и распоряжавшиеся на море воинственные викинги и свирепые корсары.

Рыцарская эпоха оказала значительное влияние на весь облик Прибалтики. В результате восточное побережье Балтийского моря на многие века стало частью западнохристианской культурной общности, о чем свидетельствует облик старых западноевропейских городов, сохраняющийся у Таллинна, Риги, Тарту. Но началась она здесь уже в период кризисных тенденций в католическом мире на Западе. К началу 13 в. власть папы Римского достигла своего высшего могущества, когда короли Англии и Арагонии признали себя его вассалами, а враждебная папству империя Гогенштауфенов распалась. Однако это время  активизации мирских интересов духовенства, с продажей индульгенций и стремлением монастырей к обогащению, было периодом нравственного упадка католического духовенства. Появление в 1209 году св. Франциска Ассизского (1181 или 1182-1226) с проповедью любви, обращенной ко всему живому – и к людям, и к животным, и к «братьям нашим птицам и рыбам», с его духом нестяжательства, возрождением первоапостольских традиций, - стало светлым событием для католического мира, возрождающим доверие к церкви. Франциск был современником величайшего из владык тогдашнего мира, папы Иннокентия Ш, который благословил епископа Альберта на крестовый поход в Ливонию.

На Латеранском соборе 1215 г., крупнейшем собрании церковных властей средневекового мира, папа Иннокентий Ш официально провозгласил крестовую войну против язычников Прибалтики и посвятил эту страну Пресвятой Богородице – подобно тому, как Палестина считалась страной Христа. Страна, называвшаяся Ливонией, по имени племени ливов, живших на балтийском побережье и по нижнему течению Западной Двины (Даугавы), стала с этих пор и «страной Марии», «терра Мариана», о чем напоминают названия старых латгальских поселений – Мариенбург, Мариенталь, Мариенгаузен. Сама рыцарская служба воспринималась как молитва Пресвятой Богородице. Изваяния Пресвятой Девы стояли на перекрестках дорог. Даже повседневная жизнь Ливонского ордена уподоблялась служению Богородице: военные кампании начинались в праздник, связанный с Пресвятой Богородицей; каждый член ордена обязан был ежечасно читать богородичный антифон.

Идеолог крестовых войн, аббат Бернар Клервосский, выразил средневековые представления о необходимости борьбы с черными демоническими силами, которые покинули Римскую империю благодаря деятельности первых христиан и скрывались в лесах и гротах ливонских язычников. В соответствии с утверждаемой им доктриной рыцарям нужно было физически одолеть эти темные силы, заслонявшие евангельский свет от язычников, освободить людей от их власти, и только после этого можно было их крестить. По учению Бернара Клервосского, чтобы различить, где скрываются темные силы и не покарать невиновных, рыцарю сначала нужно победить демонов в себе, утверждаясь в целомудрии, бедности, послушании, молитве и посте. Таким образом, рыцарская экспансия в Прибалтику рассматривалась как высокая миссия.

Постепенно, по западноевропейскому образцу, утверждались здесь рыцарские ордена, объединявшие рыцарей-монахов. Второй ливонский епископ Альберт (1199-1229) создал такой орден для Ливонии. В 1202-1236 гг. он назывался «Орден меченосцев», так как помимо принятого на Клермонском соборе красного креста на плащах рыцари носили и изображение меча, с 1237 г. – Ливонский орден, дочернее ответвление Тевтонского ордена. В результате германских крестовых походов на восток в 13 в. часть прибалтийских земель - современные Латвия и Эстония - отошли во владение вновь образованных католических епископств и духовно-рыцарского Ливонского ордена, объединившихся в конфедерацию под названием Ливония.

Жизнь ордена регулировалась уставом, который складывался в течение столетий, начиная еще с крестовых походов в Палестину. Такой устав был в каждом замке, и его полагалось читать не меньше трех раз в год, обычно во время трапезы. День начинался с литургии, еще до рассвета. Поскольку рыцарю-монаху следовало изнурять плоть постом, еда была скромная: в основном, каши, хлеб, овощи; мяса не употребляли. Не менее скромным могло быть и имущество рыцаря: пара рубашек, пара бриджей, две пары обуви, один плащ, одна простыня, один спальный мешок, молитвенник и нож. Спать полагалось в рубашке, бриджах и сапогах. Не разрешалось носить фамильный герб – лишь общий для всех меч и красный крест на плаще. Запрещались все развлечения, кроме охоты на медведя и волка без гончих собак. Правилом было молчание и постоянная молитва.

Ливонские рыцари вполне добросовестно восприняли духовный идеал средневековья, которому соответствовало искусство мощных и суровых построек в романском стиле. Для этого стиля характерны спокойная сила, торжественность, тяжеловесность, утверждающие безграничное Божественное могущество; массивность и толщина стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Здание представляло собой обычно систему простых стереометрических объемов – кубов, параллелепипедов, цилиндров, призм. Их поверхность расчленялась лопатками (плоскими выступающими вертикальными полосами), аркатурными фризами и галереями, что ритмически расчленяло здание, не нарушая его единства. Характерной чертой храмов типа базилик (вытянутых, прямоугольных в плане зданий, внутри разделенных продольными рядами колонн или столбов на несколько частей – нефов, от фр. nef  и лат. navis – «корабль») были башни, возводимые в местах пересечения продольных нефов с трансептом (поперечным нефом). Каждая из главных частей храма представляла собой как бы отдельную пространственную ячейку, снаружи и внутри четко отделенную от остальных. Конструкция в интерьере производила впечатление устойчивости за счет четких ритмов аркад и арок,  включавшихся в каменную массу свода, и самого свода, который мог быть цилиндрическим, крестовым, крестово-реберным или, реже, куполом. Для декора храмов ранний романский стиль в Западной Европе чаще всего использовал настенную живопись. С конца 11- нач. 12 вв. главными стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а иногда и всю фасадную стену, а внутри храма – капители колонн. Плоский рельеф со временем становится более высоким, что усиливает игру светотени, не нарушая органичной связи со стеной. И в целом органика самого здания и его вписанности в рельеф местности была одной из главных черт романского стиля.

Монастырские ордена были основными его распространителями, объединяя под своими сводами монахов-строителей, рабочих, живописцев, скульпторов, резчиков, переписчиков рукописей, декораторов. (С конца 11 в. в Западной Европе стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян – скульпторов и строителей). Кроме архитектуры в монастырях развивались и книжная миниатюра, и декоративно-прикладное искусство, чеканка, литье, художественное ткачество, ювелирное искусство, резьба, эмальерное дело и т.д. Романской пластике свойственны монументальная обобщенность и экспрессивность; важную роль играл орнамент.

Господствующие виды искусства Ливонии были вовлечены в культурную орбиту германских стран. Однако конкретные историко-географические условия, специфика этнического и социального развития и удаленность от ведущих культурных центров Европы предопределили главные особенности местного строительства, а слияние различных практических навыков и художественных мотивов в гармоничное целое послужило основой самобытных свойств архитектуры. Уже в 13 в. появляются признаки формирования своеобразной историко-художественной системы: вырабатываются способы изготовления и применения местных строительных материалов (извести, обожженного кирпича, тесаного камня, черепицы), образуются характерные типы зданий. Ведущую роль в архитектуре получают оборонные сооружения – феодальные замки и городские укрепления. Существенно, что многие средневековые города и замки возводились немецкими мастерами совместно либо при участии местных строителей и были населены представителями разных этнических групп. В строительстве широко использовлось дерево: так, две трети церквей, построенных до начала 16 в., были деревянными. Средневековый период в архитектуре Латвии (конец 12-1-я треть 16 в.) имел несколько этапов.

Первый этап (конец 12-1-я треть 13 вв.) относится ко времени начала деятельности немецких миссионеров и крестоносцев в бассейнах рек Даугавы и Гауи. Многократно перестроенные или ныне разрушенные памятники этой поры выделяются регулярностью планировки и тщательностью исполнения деталей. В них отразились позднероманские концепции архитектуры, привнесенные сюда из Скандинавии и Германии.

Крещение латгалов и ливов началось в 1186 году постройкой в Икскюле (нынешнем Икшкиле) на берегу Даугавы первой католической церкви (1185 г.-13 в.) под руководством миссионера, монаха-бернардинца (или августинца) Мейнгарта из германского города Бремена. Он стал первым епископом основанного в 1186 г. «Ишкильского епископства на Руси». Церковь строили мастера, приехавшие с острова Готланда. Она была возведена вместе с замком епископа и предназначалась также для обороны. Церковь выложена из грубо отесанных известняковых блоков, раньше покрытых тонким слоем штукатурной обмазки; наружные грани ее архитектурных и конструктивных деталей тщательно отесаны. В плане ее форма близка к квадрату, в центре она имеет крестообразную опору сводов и отделена от небольшого квадратного хора круглой романской колонной, которая своеобразно членит на две части его триумфальную арку. Венчание колонны, необычное, виртуозно исполненное, представляет собой связку из трех полуколонок на сферических консолях. Главный вход, со стороны замкового двора, был в южной части церкви, а ее северная стена прорезана амбразурами. В 17 в. замок пришел в упадок, церковь же не раз перестраивалась и расширялась, но во время I мировой войны в  1916 г. она была разрушена. В 1962-1963 гг. руины церкви расчистил от позднейших наслоений и фрагментарно реставрировал архитектор Г.Янсонс. В связи с постройкой Рижской ГЭС, когда церковь оказалась в зоне затопления, она была, в целях сохранения, частично засыпана грунтом; остатки памятника возвышаются на искусственном острове водохранилища Рижской ГЭС.

В культовом зодчестве Латвии преобладали в 12-13 вв. зальные храмы. Это были вытянутые в плане храмы с нефами равной высоты или с немного более высоким средним нефом без окон - так называемая псевдобазилика; также это мог быть однонефный храм без трансепта. Такие храмы с ровным освещением были удобны для собраний городской общины. Примером зального храма является как раз первая католическая церковь - в Икшкиле. С 14 в. многие из подобных храмов перестраивались в трехнефные базилики с башней на западном фасаде (церкви Петера и Екаба в Риге, Яня в Цесисе, 1283-1287).
В 1201 году в Риге – старинном поселении ливов на Даугаве – по системе западноевропейского градостроительства был заложен город с резиденцией епископа (с 1251 г. – архиепископа) и замком магистра ордена Меченосцев (остатки замка известны как амбар св. Духа, или церковь св. Георгия, 1202-1225; конец 17 в.), с коммунальными зданиями, монастырями, церквями и каменной крепостной стеной. В начале 13 в. были основаны епископские и орденские нагорные замки в Турайде (замок архиепископа, 1213 г.-15 в.), в Сигулде (руины замка меченосцев, 1-е десятилетие 13 в.) и др.

Второй этап истории средневековой архитектуры в Латвии (2-я треть 13-конец 13 в.) охватывает время активной вооруженной борьбы за установлеие господства немецких феодалов в Прибалтике. Под влиянием цистерцианского, доминиканского и других монашеских орденов интенсифицируется строительство культовых зданий и распространяются формы так называемого переходного стиля, заимствованные из зодчества прирейнских областей. Однако во второй половине 13 в. наблюдается отход от готовых западных стереотипов, что отразилось в выдающемся памятнике этого времени – рижском кафедральном соборе св. Марии.

Рижский собор св. Марии, или Домский собор, построен в переходных формах от романского стиля к готике, он возведен из кирпича и естественного камня, с фигурным и орнаментальным декором. Его строительство длилось почти сто лет. Он был заложен около 1215 года из белого камня одновременно с монастырем Домского капитула (высшего духовенства Ливонии) по типу саксонской трехнефной базилики, но в процессе возведения здания дважды менялась концепция его пространственного построения, и в результате простор зальной церкви сочетается в нем с динамизмом базилики, мощь конструкций – с утонченностью деталей; вместо белого камня стал применяться кирпич. Все это придало архитектурному облику собора самобытность и торжественное звучание. Для собора характерны тектоническая строгость и тщательность исполнения деталей, что сближает его с сооружениями цистерцианцев, а  белокаменный декор роднит его с произведениями рейнской школы; он отличается переплетением плоскостных позднероманских и горельефных раннеготических растительных и антропоморфных орнаментальных мотивов. Оригинальна композиция заполнения треугольного щипца восточного трансепта, которая создает образ иерархического строения мира.

Позднее Домский собор претерпевал изменения: в 14-15 вв. были пристроены капеллы в стиле поздней готики, надстроена и увенчана пирамидальным шатром западная башня; в конце 16 в. после пожара возведен многогранный купол с арочной ротондой и шпилем в стиле маньеризма; в 1775 г. шпиль заменили барочным кивером. В 1720-е гг. с восточной стороны базиликальной части сделали барочный фронтон, а пресбитерий (алтарная часть здания в католических храмах) получил куполообразную кровлю. Над залом капитула построена городская библиотека с красивым колонным залом (архитектор К.Харберланд), в конце 19 в. надстроены остальные монастырские помещения вокруг клуатра (монастырск